ВЫПУСК ЖУРНАЛА 2023 - 1

опубликовано в порядке поступления

РЕЦЕНЗИЯ НА СТАТЬЮ «СТРАТЕГИЯ СОЗДАНИЯ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЛЯ ОСВОЕНИЯ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ»

ЭНЕРДЖИНЕТ.РЕЦЕНЗИЯ

DOI 10.57112/E231-055R

Cтaшкo Bacилий Ивaнoвич

Статья С. Н. Билецкой, Р. А. Пелипенко «Стратегия создания искусственного интеллекта для освоения Солнечной системы»  посвящена проблеме биологического выживания человечества, сохранения его интеллектуального и культурного наследия, создания возможности  восстановления высокоразвитой биологической жизни с учетом последних астрономических исследований, показывающих высокую уязвимость жизни в пределах нашей Солнечной системы. Авторами в качестве главной опасности указаны массивные планеты и планетоиды, блуждающие в пределах нашей Галактики, на существование и многочисленность которых указывают наблюдаемые у других звезд планетные системы с близкими к звездам массивными планетами, формирование которых возможно только на периферии этих звездных систем, и миграция которых на низкие орбиты обязана сопровождаться вышвыриванием других массивных планет в открытый галактический космос.

Значимость данного исследования неоспорима поскольку указанная опасность была осознана научным сообществом только в самое последнее время. Низкая вероятность пролета массивной планеты сквозь Солнечную систему не освобождает нас от возможных тяжелых последствий, на что авторы справедливо указывают.

Проанализировав рецензируемую работу можно сказать, что авторы, опираясь на текущее состояние науки и техники, предложили реалистичный путь купирования указанных ранее опасностей, обозначив реперные точки как в смысле организационных мер (поэтапное освоения Марса и пояса астероидов в сочетании с созданием искусственного интеллекта распределенного по объектам Солнечной системы), так и в смысле энергетического обеспечения всей необходимой деятельности в рамках Солнечной системы.

Кроме того указанный авторами путь можно назвать универсальным, поскольку представляет собой технологию двойного назначения: технологию обеспечения выживания человечества и технологию его дальнейшего развития в рамках освоения Солнечной системы.

Авторы смело и обоснованно показали, что поставленная задача становится не романтической, а практически  актуальной и необходимой. Кроме того авторами были предложены некоторые частные технические меры оригинальные с точки зрения инженерного исполнения, а так же указаны возникающие проблемы требующие своего разрешения на обозначенном пути, намечены некоторые меры к их преодолению,

Статья  «Стратегия создания искусственного интеллекта для освоения Солнечной системы» соответствует всем требованиям, предъявляемым к работам такого рода. Особенно важными, с научной точки зрения, являются вопросы связанные с энергетическим обеспечением деятельности в ближнем и дальнем космосе.

Представленные в статье С. Н. Билецкой и Р. А. Пелипенко исследования являются актуальным, так как освоение космического пространства будет связано с разработкой космических аппаратов и систем, что потребует работы с огромными потоками данных, анализ которых невозможен без использования искусственного интеллекта.

Рецензент: Сташко В. И. – к.т.н., доцент, ФГБОУ ВО «Алтайский государственный технический университет им. И. И. Ползунова», РФ, Алтайский край, г. Барнаул.

Ссылка для цитирования

Сташко В. И. Рецензия на статью «Стратегия создания искусственного интеллекта для освоения солнечной системы» / В. И. Сташко // Энерджинет. 2023. № 1. URL: http://nopak.ru/231-055R (дата обращения: 18.02.2024).