УДК 621.311
DOI 10.57112/E231-065
Акимов Никита Сергеевич
Аннотация:
Для борьбы с коммерческими потерями могут быть полезны не только специальные технические средства и методы, но и введение специальных организационных мероприятий, стимулирующих сотрудников энергосбытовых компаний на борьбу с данной проблемой. Также стоит обратить внимание на внутреннюю коммуникацию и мотивацию сотрудников. Регулярные совещания, обсуждение проблем и поиск решений вместе с коллегами могут помочь сотрудникам лучше понимать важность борьбы с коммерческими потерями и повысить их мотивацию. Введение системы контроля и отчетности может также способствовать борьбе с коммерческими потерями. Предоставление сотрудникам доступа к регулярным отчетам о потерях, анализу данных и статистике может помочь им более эффективно определять проблемные области и принимать меры по их устранению.
Ключевые слова: коммерческие потери, организационные мероприятия, хищение электроэнергии, система контроля и отчетности, борьба с коммерческими потерями.
Выделяются основные направления работы энергосбытовых предприятий по снижению коммерческих потерь электроэнергии. Такие мероприятия, как:
• модернизация внутриорганизационной деятельности — это процесс, который включает в себя модернизацию организационной структуры предприятия, а также внедрение современных технологий и оборудования на предприятии;
• приоритетные функции оперативного диспетчерского управления для каждого энергопотребителя;
• остановка и поиск фактов воровства электроэнергии, в том числе обнаружение мест несанкционированного подключения к линиям электроснабжения; наблюдение за своевременной и полной оплатой потребленной электроэнергии;
• направленность на планомерную борьбу с хищением электроэнергии (наличие приборов для выявления скрытой проводки, токовых клещей в изолирующих телескопических штангах по измерению тока во входе или за пределами частных владений);
• обучение сотрудников, а также повышение их квалификации.
• направленность персонала на понимание важности для предприятия в целом и для его работников лично эффективного решения поставленной задачи;
• повышение уровня мотивации сотрудников, а также моральное и материальное стимулирование;
• необходимость связи с общественностью для широкого оповещения о целях и задачах снижения потерь, ожидаемых и получаемых результатов [1].
Для того чтобы требовать от персонала энергосбытовых организаций и работников электрических сетей выполнения нормативных требований по поддержанию системы учета электроэнергии на должном уровне, по выполнению мероприятий по снижению потерь, персонал должен знать эти требования и уметь их выполнять. Кроме того, персонал должен быть не только морально, но и материально заинтересованным в фактическом сокращении потерь. Чтобы этого достичь, нужно осуществлять постоянное теоретическое и практическое обучение, переаттестацию для контроля знаний персонала. Цель обучения - добывание новых навыков, а также обмен опытом и исследованиями, передача этого опыта между всеми организациями энергосистемы.
В энергоснабжающих компаниях должна присутствовать система мотивации - поощрение работников за сокращение потерь электроэнергии, нахождение фактического воровства электроэнергии в сетях.
Одним из способов стимулирования сотрудников энергосбытовых компаний на борьбу с коммерческими потерями, может быть, введение бонусных программ или премий за достижение определенных показателей в этой сфере.
Например, можно установить целевые показатели по уровню снижения коммерческих потерь и вознаграждать сотрудников предоставлением премиальных вознаграждений при их достижении.
Для качественного выполнения мероприятий по сокращению потерь электроэнергии необходим контроль высшего руководства предприятий, участков электросетей, энергосбыта за работой мастеров, электромонтажников, контролеров.
Важен контроль со стороны руководителей энергосистемы, предприятий, районов, электросетей и энергосбыта за эффективностью работы контролеров, мастеров и монтеров с целью устранения получения личного дохода непосредственно с виновников воровства [2].
Особенность электроэнергии состоит в том, что создание, передача, распределение и приобретение (потребление) происходят в одно и то же время. Следовательно, можно сделать вывод о том, что воровство такого ценного товара происходит практически всегда и везде. Электрическую энергию нельзя хранить или держать на складах (аккумулировать).
Введение организационных мероприятий лишь косвенно влияет на возможность обнаружения факта хищения электроэнергии потребителем, но в совокупности с другими методами борьбы данные меры положительно повлияют на снижение коммерческих потерь.
Наконец, создание культуры ответственности и уровня осведомленности среди сотрудников энергосбытовых компаний может быть эффективным способом борьбы с коммерческими потерями.
Проведение обучающих сессий, семинаров и распространение информационных материалов о важности борьбы с потерями и последствиях для компании может способствовать более осознанному отношению к данной проблеме и активной вовлеченности сотрудников в ее решение.
Список используемой литературы
1. Хомутов С. О. Научно-методические основы создания программы повышения квалификации работников электросетевой компании / С. О. Хомутов, А. А. Грибанов // Гарантии качества профессионального образования : материалы Международной научно-практической конференции, Барнаул, 20 мая 2016 года / ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный технический университет им. И. И. Ползунова» (АлтГТУ). – Барнаул: ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный технический университет им. И. И. Ползунова» (АлтГТУ), 2016. – С. 21-24.
2. Тульский В. Н. Какой должна быть компетентность специалиста-энергетика? // ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение. -2010. – № 2. – С. 96-98.
Информация об авторах
Акимов Н. С. – студент группы 8Э-31, ФГБОУ ВО «Алтайский государственный технический университет им. И. И. Ползунова», РФ, Алтайский край, г. Барнаул.
Ссылка для цитирования
Акимов, Н. С. Влияние организационных мероприятий на снижение коммерческих потерь в электрических сетях // Энерджинет. 2023. № 1. URL: http://nopak.ru/231-065 (дата обращения: 30.03.2024).